eng 

History

The working draft  Developing (creating) of the deepwater fairway  Danube – Black Sea on the Ukrainian part of the Delta. Full development was worked out in 2004 by request of the State-run Enterprise Delta – Lotsman, The project was developed by the Engineering and Design technological institute of  river transport RICHTRANSPROEKT on the basis of:

  • Assignment for development of  the working draft, approved by SE Delta-Lotsman
  • Decree of the President of Ukraine 502/2003 of June 10, 2003
  • Regulation of the Cabinet of Ministers of Ukraine 598- of Oct. 13th 2003 On approval of the working draft and title of the DWF construction;
  • Decree of the President of Ukraine 117/2004 of February 2nd 2004 On enhancing the territory of the Danube biosphere reserve.
  • Architectural-planning assignment, approved by the department of townplanning and architecture  Odessa Region State Administration  of Aug. 25, 2004.

The following parties took part in the developing of the working draft:

  • SE Delta – Lotsman – intermediate work, navigation safety system justification).
  • Danube hydrometeorological observatory – hydrogeological, hydrological and hydromorphological characteristics of the deepwater fairway bed of Danube – Black Sea at the length of the Kiliya Delta.
  • Research center NOOSFERA  - justification and developing of  sea ground dump 
  • Ukrrybproect Institute – fish protection measures
  • The State  Enterprise Gosgidrografiya – development and justification of the decisions on location and configuration of the navigation equipment of the marine approach canal  to the Bystroe mouth.
  • Institute of Hydromechanics of the National Academy of Science of Ukraine -  R&D on optimization of technical solutions on the bed and sand  bar areas of the deep water fairway.
  • Ukrainian Scientific Research Institute of Ecological Problems (USRIEP) of the Ministry of Environmentand Natural Resources of Ukraine - research scientific work Environmental effects assessment

In pursuance of the Decree of the President of Ukraine 502/2003  of June 10, 2003, at the Cabinet of Ministers of Ukraine behest, there was performed the complex state examination of the feasibility study of the projects on renewal of navigation on the Ukrainian site of the Danube. Among 10 Ukrainian projects on deepwater fairway Danube – Black Sea, the Bystroe mounth project was recognized as the best project from the economic, environmental, technical and other points of view.

The working draft  Creation of the DWF Danube – Black Sea on the Ukrainian site of the delta. 1st phase was approved by the Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine 83- of May 12th, 2004. The German Company Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft was awarded the tender  on the general contract for developing of the fairway under the condition of attracting the state – owned enterprises Ukrvodshlyakh and Chorazmorshlyakh for carrying out the work.  

The construction under this project started on May 15th  2004 and continued until May 2005 (with the breaks at the period of storms and fish spawning).  At the same time with the constrcution in August 2004,  the DWF navigation was opened for the vessels with the draft  no more than 5.0 m. At the period of temporary operation over 700 vessels were piloted through the fairway.

In August 2004,  the Institute Richtransproect  completed and introduced for the state examination the working draft Creation of the DWF Danube – Black Sea on the Ukrainian site of the delta. Full development. The state examination was completed during November – December, as well as the positive exerts’ conclusions of all related expertise, except the environmental issue.  The State Ecological assessment  of the project was conducted from Aug. 10 2004 to April 19 2006, that became the reason of delay in preparation of the project  for approval.

In June 2005 in accordance with the requirements of the Ministry for Environmental protection of Ukraine, taking into consideration the Ministry of Foreign Affairs recommendations and environmental NGOs requests, the construction work was stopped, dredgers and construction equipment of the German Company Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft were relocated. In spite of the fact that the prohibition of the Ministry for Environmental protection of Ukraine was cancelled in July 2005, the construction work of the 1st phase of DWF was not resumed.   Due to suspension of construction work as well as long  spring – summer high water flood and three extremely strong  rain floods in July – September 2005,  unfinished fairway was silted and the navigation became impossible.   

Construction suspension for more than 2 years resulted in significant negative economic consequences. According to the SE Delta – Lotsman, they are:

  • Total loss of  funds at the amount of UAH 29,2 mln., assimilated in 2004 for digging the cut  at  the  sea sand-bar within the 1st phase.
  • Non-receipt  by the SE Delta-Lotsman of the incomes from canal, pilot and other dues in 2005 at the amount of UAH 5 mln.
  • Ukrainian ports did not receive up to UAH 12 mln. – incomes from the port dues.
  • Ukrainian ports did not receive  up to UAH 15 mln. Incomes from pick-and-place jobs;
  • Losses up to UAH 8 mln – fees paid by the Ukrainian shipping companies for vessels passage through the Sulina canal.

The total amount of direct losses (construction cost increase) is about UAH 200 mln. Indirect losses include the losses of national and other companies of the sea business, as well as losses of the foreign companies which lost the possibility  to use more efficient and cheaper fairway. Freight owner and carriers suffered significant indirect losses.

At the same time with the beginning of construction, there was conducted complex ecological monitoring with participation of the leading institutes and organizations of Ukraine, including the National Academy of Science. USRIEP (Kharkov) summarizes the materials of monitoring. In accordance with the USRIEP report Complex ecological monitoring on environment on renewal of the deepwater fairway Danube – Black Sea  in 2005,  there was not found the signs of significant negative influence of the construction on the environment.

The institute of Hydromechanics of the National Academy of Science of Ukraine, Law Firm ANK LLC, Danube hydrometeorological observatory, the Institute of Mathematical Machines and Systems Problems (IMMSP) of the Ukraine National Academy of Science, International Association Ukrainian Land and Resource Management Center took part in the process of project finalizing with consideration of the remarks of environmental NGOs.  The additional research work confirmed the basic decisions made in the working draft .In the legal conclusions of the Law Firm ANK LLC, it was justified that  the construction of the  deep water fairway Danube – Black Sea on the Bystroe mouth contradicts neither Ukrainian environmental legislation, nor international obligations of  Ukraine on  the matters of environmental protection.

The finalized and submitted for consideration working draft specifies the following activities:

  • Elimination of the marine approach canal silting and the cuts at sand bars (force majéur circumstances);
  • Completion of 1st phase fairway construction;
  • Construction of the fairway on full development after the completion of the 1st phase or simultaneously with it
  • Recalculation of the estimates at the prices as of May 1st, 2006 taking into consideration the cost of performed work.
  • The navigation renewal on the fairway immediately after settlement of force majéur circumstances;

The projected fairway on its parameters belongs to the water ways of international significance; by the class of waterways – this is super main waterway (in accordance with the DSPU BV 2.3-1-95)   VII calss, in accordance with the European classification of waterways.    

So,  the following vessels have a possibility tp pass through the fairway – sea vessels   CO-5M type (length – 124,30m; width – 15,80 m; loaded draft – 5,50 m; deadweight  - 5590 ton), mixed river-sea-going vessels Bug type (length – 127,0 m; width – 16,0 m; loaded draft – 4,85 m; deadweight  – 6300 ton) and advanced vessels (length – 125,0 m, width – 17,0 m, loaded draft – 7,20 m, deadweight  – 8000-10000 ton).

Therefore, working draft and titles of the project: Creation of the deep water fairway Danube – Black Sea on the Ukrainian site of the delta have been approved by:

  • Resolution of the CMU 283- of May 12, 2004 – the 1st phase
  • Resolution of the CMU 351- of May 31, 2007 –  full development 

The main difference between the 1st phase project and the full development project is the difference in the vessel draft (5,85 m and 7,20 m relatively)  

In 2008 within the implementation of the Ukrainian DWF renewal project, completion of marine approach canal (from the point of view of the vessel draft – this has been a limiting area since 2004) and construction of levee (that was stopped during 2004-2007, the  percentage – of – completion – 5,5 % of the projected volume,  with spending 43,2 % of  the funds allocated for this period).

For the first time, the experimental navigation on the DWF was opened in August 2004  for the vessels with the draft  no more than 5,0 m   and only at daylight time (The Commission Act dated Aug. 19, 2004)

For the second time, the navigation was reopened in April 2007 for the vessels with the draft  no more than 4,5 m   (The Commission Act dated Aug. 19, 2004)

In 2008 the  draft of 5,85 m  projected for the 1st phase was achieved for the marine approach canal for the first time since the DWF was opened in 2004.  In 2008 the marine approach canal was commissioned as completed hydraulic structure with keeping the characteristics of the 1st phase.

On March 27, 2009, the German dam  (built in 2004 by the German Company Josef Mobius) was jointed and this resulted in full damming (overlapping) of northeastern shallows that increased the current speed and reduced the ground subsidence.   

International aspect of the DWF construction

In November 2007  Ukraine made the Final decision on implementation of project Creation of the DWF Danube – Black Sea on the Ukrainian site of the delta. Full development.

This decision was made without full execution of certain procedures, specified by the Espoo Convention (The Convention on Environmental Impact Assessment in a Transboundary Context), that caused the adoption of certain recommendation on restriction of the implementation of the second phase (Decision   IV/2) at the 4th Session of the Parties to the Espoo Convention (May 19-21, Bucharest).

After the decision was made, the work became more intensive

  • Notification on the creation of the DWF Danube – Black Sea, full development project was developed and sent for consideration to the Implementation Committee of the Espoo Convention.
  • The environmental impact assessment in a transboundary context was developed and sent to the Romanian Government and the Implementation Committee;
  • There was conducted the in-depth analysis of the results of Commission  on demand of UNECE of the Espoo Convention to minimize the   transboundary impact during the project implementation and making corresponding  design and technological decisions;
  • In October 2008 the joint consultations of the experts on  implementation of decisions IV/2 with adjustment of the main stages of implementation  were held in Kiev.
  • On June 9, 2009 in the city of Tulcha, Romania the public hearing on the Project, full development was help.
  • On June 15-16 2009 in Kiev Joint Ukrainian – Romanian Consultations on the Project Creation of the deep water fairway Danube – Black Sea on the Ukrainian site of the delta. Full development were held in accordance with the Regulations of the Article 5 of the Espoo Convention.

Due to the mentioned above measures, the procedures of the Espoo Convention regarding the legitimation of the Ukrainian project of the DWF Danube – Black Sea were fulfilled. Ukraine has  full authority to make the Final Decision on the Second Phase implementation.

укр  рус  eng 

История

Рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие» разработан в 2004 году на заказ  государственного предприятия «Дельта-лоцман» проектно-изыскательным и конструкторско-технологическим институтом речного транспорта «Речтранспроект» на основании:

  • Задания на разработку рабочего проекта, утвержденного ГП «Дельта-лоцман»;
  • Указа Президента Украины от 10.06.2003 г. №502/2003;
  • Распоряжения Кабинета Министров Украины от 13.10.2003 г. № 598-Р «Об утверждении рабочего проекта и титула строительства ГСХ;
  • Указа Президента Украины от 2 февраля 2004 г. № 117/2004 «О расширении территории Дунайского биосферного заповедника»;
  • Архитектурно-планового задания, утвержденного управлением градостроения и архитектуры Одесской облгосадминистрации 25.08.04г.

В разработке рабочего проекта принимали участие:

  • ГП «Дельта-лоцман» - промежуточные работы, обоснование системы безопасности судоплавства.
  • Дунайская гидрометеорологическая обсерватория – гидрогеологические, гидрологические и гидроморфологические характеристики русла глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на участке Килийской дельты
  • Исследовательский центр «НООСФЕРА» - обоснование и проектирование морского отвала грунта.
  • Институт «Укррыбпроект» - рыбоохранные действия
  • Государственное предприятие «Госгидрография» - разработка и обоснование решений по размещению и составу средств навигационного оборудования подходного канала до устья Быстрое
  • Институт Гидромеханики НАН Украины – научно-исследовательские работы по оптимизации технических решений на русловых и баровых участках глубоководного судового хода
  • Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем (УкрНИИЭП) Минэкоресурсов Украины – научно-исследовательская работа «Оценка влияния на окружающую среду».

Во исполнение Указа Президента Украины от 10.06.2003 №502/2003 по распоряжению Кабинета Министров Украины была проведена комплексная государственная экспертиза технико-экономического обоснования предложенных проектов по возобновлению судоходства на украинской части Дуная. Среди 10 альтернативных отечественных проектов глубоководного судового хода по р. Дунай из Черного моря «наиболее обоснованным с экономической, экологической, технической и других точек зрения» был признан проект создания ГСХ по варианту «устье Быстрое».

Рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. I этап» был утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 12.05.2004 г. №83-Р. Тендер на генеральный подряд по созданию судового хода выиграла немецкая фирма Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft при условии привлечения при выполнении работ государственных предприятий «Укрводшлях» и «Чоразморшлях».

Строительство по этому проекту началось 15 мая 2004 года и продолжалось до мая 2005 г. (с перерывами на время штормов и периоды нереста рыбы). Одновременно, со строительством в августе 2004 г. было открыто судоплавство по ГСХ с ограничением осадки суден до 5,0 м. За время временной эксплуатации по нему было проведено более 700 суден.

В августе 2004 г. институтом «Речтранспроект» был завершен и представлен на государственную экспертизу рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие». На протяжении ноября и декабря проведение экспертизы этого проекта было завершено, а также получены позитивные экспертные выводы всех смежных экспертиз, кроме вопросов экологии. Государственной экологической экспертизой проект рассматривался с 10.08.2004 г. по 19.04.2006 г., что и было причиной задержки подготовки проекта к утверждению.

В июне 2005 года по требованиям Минприроды Украины, при учете рекомендаций МИД и заявлений общественных экологических организаций, работы по строительству были остановленные, дноуглубительные механизмы  и строительная техника немецкой фирмы Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft   передислоцированны. Невзирая на то, что в июле в 2005 г. запрет Минприроды  был отменен,  работы по строительству  I  этапа судового хода не  продолжались.      В связи с прекращением строительства, а также длительной очень высокой по водности весенне-летнего наводнения и тремя экстремальными дождевыми паводками в июле-сентябре  2005 г. случилось интенсивное заиление недостроенного судового хода и судоходство стало невозможным.

Остановка строительства более чем на 2 года привела к значительным негативным экономическим последствиям. По данным заказчика ГП «Дельта-лоцман» это:

  • полная потеря освоенных в 2004 г. средств в размере 29,2 млн. грн. на прорытие прореза  на морском баре в рамках первого этапа;
  • недополучение ГП «Дельта-лоцман» доходов от канальных, лоцманских и других сборов в 2005 г. в размере 5 млн.грн.;
  • недополучение доходов от портовых сборов украинских портов до 12 млн.грн.; 
  • недополучение доходов от перегрузочных  работ украинскими  портами до15млн.грн;
  • убытки за прохождение судов украинскими судоходными компаниями через румынский  Сулинский канал — до 8 млн.грн.

Общая сумма прямых убытков (увеличение стоимости строительства) составляет около 200 млн.грн. К непрямым убыткам можно отнести убытки национальных и других компаний морского бизнеса, а также убытки, по контрактам иностранных компаний, которые потеряли возможность использовать более эффективный и более дешевый проход. Значительные непрямые убытки понесли грузовладельцы и перевозчики.

Одновременно с началом строительства был организован комплексный экологический  мониторинг с  привлечением  профильных ведущих  институтов и  организаций Украины, в том числе и НАНУ. Обобщение материалов мониторинга выполняет институт УкрНИИЭП (г. Харьков). В соответствии с отчетом  УкрНИИЭП «Комплексный экологический мониторинг окружающей среды при возобновлении глубоководного судового хода Дунай-Черное море в 2005 г.» существенное негативное влияние строительства на окружающую среду не отмечается.

При доработке рабочего проекта по замечаниям общественных экологических организаций были привлечены институт Гидромеханики НАНУ, ООО, «Юридическая фирма «АНК», Дунайская гидрометеорогическая обсерватория, ИПММС НАНУ, Международная Ассоциация «Украинский центр менеджмента земли и ресурсов». В результате выполнения дополнительных исследовательских работ были подтверждены основные решения принятые в рабочем проекте. В юридическом выводе ООО «Юридическая фирма АНК» обоснованно, что создание глубоководного судового хода Дунай-Черное море по устью Быстрому не противоречит как Украинскому природоохранному законодательству, так и международным обязательствам Украины, по вопросам охраны окружающей среды.

В поданном на рассмотрение доработанном рабочем проекте предусмотрены такие мероприятия:

  • ликвидация заиления морского подходного канала и прорезов на перекатах (форс-мажорные обстоятельства);
  • окончание строительства I этапа судового хода;
  • строительство судового хода на полное развитие следом за выполнением работ I этапа или одновременно с ними;
  • пересчет сметной документации в ценах состоянием на 01.05.2006 р. с учетом стоимости выполненных работ;
  • обеспечение возобновления судоходства по судовому ходу сразу после ликвидации форс-мажорных обстоятельств.

Запроектированный судовой ход по своими параметрами принадлежат к путям международного значения; по классу водного пути это сверхмагистраль (в соответствии с ДСПУ Б В 2.3-1-95)  VII класса, в соответствии с Европейской классификацией водных путей.

То есть, создается возможность пропускать по судовому ходу морские суда типа СО-5М (длина – 124,30м; ширина – 15,80 м; осадка с грузом – 5,50 м; дедвейт  - 5590 т), суда смешанного плавания «река-море» типа «Буг» (длина – 127,0 м; ширина – 16,0 м; осадка с грузом – 4,85 м; дедвейт – 6300 т) и перспективные суда (длина – 125,0 м, ширина – 17,0 м, осадка с грузом – 7,20 м, дедвейт – 8000-10000 т).

Таким образом, рабочие проекты и титулы объекта «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты» утверждены:

  • Распоряжением КМУ от 12.05.2004 №283-р – на І этап.
  • Распоряжением КМУ от 31.05.2007 №351-р – на полное развитие.

Основным качественным и смысловым различием проекта І этапа и проекта полного развития является различие в проходной осадке судов (5,85 м и 7,20 м соответственно).

В 2008 году в рамках реализации проекта восстановления украинского ГСХ, велись работы по достройке морского подходного канала (с точки зрения проходной осадки суден – лимитирующий участок, еще начиная с 2004 года) и строительству ограждающей дамбы (последняя фактически не строилась в 2004 – 2007 гг., процент выполнения – 5,5% от проектных объемов при использовании 43,2% выделенных средств на этот же период).

Впервые экспериментальное судоходство по ГСХ было открыто в августе 2004 г. с проходной осадкой – до 5,0 м и только в светлое время суток (акт комиссии от 19.08.2004 г.).

Во второй раз судоходство по ГСХ было возобновлено в апреле 2007 года с проходной осадкой до 4,5 м (акт комиссии от 26.04.2007 г.).

В 2008 г. на морском подходном канале впервые за весь период с момента открытия ГСХ в 2004 г. была обеспечена проходная осадка, предусмотренная І этапом – 5,85 метров. В 2008 г. морской подходной канал был сдан в эксплуатацию как завершенное гидротехническое сооружение с соблюдением характеристик первого этапа.

27 марта 2009 года состоялась стыковка с «немецкой дамбой» (построена в 2004 году немецкой фирмой «Джозеф Мёбиус»), обеспечившая полное перекрытие северо-восточной лощины, что повысило скорость течения через морской подходной канал и уменьшило оседание грунта на нем.

Международный аспект строительства ГСХ

В ноябре 2007 года Украина приняла Окончательное решение о реализации проекта «Создание ГСХ р. Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие».

Указанное решение было принято с неполным выполнением ряда процедур, предусмотренных Конвенцией Эспоо (Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте), что стало основной причиной для принятия на 4-м заседании сторон Конвенции Эспоо (19-21.05.2008, г. Бухарест) определенных рекомендаций по ограничению реализации ІІ этапа (Решение IV/2).

После принятия упомянутого решения работа интенсифицировалась:

  • Разработана и направлена на рассмотрение имплементационного Комитета Конвенции Эспоо и Правительства Румынии нотификация проекта создания ГСХ р. Дунай – Черное море на полное развитие;
  • Разработана оценка влияния проекта на окружающую среду в трансграничном контексте и направлена Правительству Румынии и имплементационному Комитету;
  • Проведен углубленный анализ результатов Комиссии по запросу ЕЭК ООН Конвенции Эспоо с целью минимизации трансграничного влияния во время осуществления проекта и принятия соответствующих конструкторских и технологических решений;
  • В октябре 2008 года в г. Киеве прошли совместные консультации экспертов по выполнению решения IV/2 с согласованием основных этапов выполнения процедур;
  • 9 июня 2009 г. в городе Тульча, Румыния, прошли общественные слушания по проекту на полное развитие;
  • 15-16 июля 2009 г. в городе Киеве прошли совместные украинско-румынские консультации по проекту «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие» в соответствии с положениями статьи 5 Конвенции Эспоо.

Благодаря указанным мерам процедуры Конвенции Эспоо в части легитимации отечественного проекта ГСХ р. Дунай – Черное море выполнены. Украина имеет полное право принять Окончательное решение о реализации II этапа.