укр  рус  eng 

История

Рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие» разработан в 2004 году на заказ  государственного предприятия «Дельта-лоцман» проектно-изыскательным и конструкторско-технологическим институтом речного транспорта «Речтранспроект» на основании:

  • Задания на разработку рабочего проекта, утвержденного ГП «Дельта-лоцман»;
  • Указа Президента Украины от 10.06.2003 г. №502/2003;
  • Распоряжения Кабинета Министров Украины от 13.10.2003 г. № 598-Р «Об утверждении рабочего проекта и титула строительства ГСХ;
  • Указа Президента Украины от 2 февраля 2004 г. № 117/2004 «О расширении территории Дунайского биосферного заповедника»;
  • Архитектурно-планового задания, утвержденного управлением градостроения и архитектуры Одесской облгосадминистрации 25.08.04г.

В разработке рабочего проекта принимали участие:

  • ГП «Дельта-лоцман» - промежуточные работы, обоснование системы безопасности судоплавства.
  • Дунайская гидрометеорологическая обсерватория – гидрогеологические, гидрологические и гидроморфологические характеристики русла глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на участке Килийской дельты
  • Исследовательский центр «НООСФЕРА» - обоснование и проектирование морского отвала грунта.
  • Институт «Укррыбпроект» - рыбоохранные действия
  • Государственное предприятие «Госгидрография» - разработка и обоснование решений по размещению и составу средств навигационного оборудования подходного канала до устья Быстрое
  • Институт Гидромеханики НАН Украины – научно-исследовательские работы по оптимизации технических решений на русловых и баровых участках глубоководного судового хода
  • Украинский научно-исследовательский институт экологических проблем (УкрНИИЭП) Минэкоресурсов Украины – научно-исследовательская работа «Оценка влияния на окружающую среду».

Во исполнение Указа Президента Украины от 10.06.2003 №502/2003 по распоряжению Кабинета Министров Украины была проведена комплексная государственная экспертиза технико-экономического обоснования предложенных проектов по возобновлению судоходства на украинской части Дуная. Среди 10 альтернативных отечественных проектов глубоководного судового хода по р. Дунай из Черного моря «наиболее обоснованным с экономической, экологической, технической и других точек зрения» был признан проект создания ГСХ по варианту «устье Быстрое».

Рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. I этап» был утвержден распоряжением Кабинета Министров Украины от 12.05.2004 г. №83-Р. Тендер на генеральный подряд по созданию судового хода выиграла немецкая фирма Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft при условии привлечения при выполнении работ государственных предприятий «Укрводшлях» и «Чоразморшлях».

Строительство по этому проекту началось 15 мая 2004 года и продолжалось до мая 2005 г. (с перерывами на время штормов и периоды нереста рыбы). Одновременно, со строительством в августе 2004 г. было открыто судоплавство по ГСХ с ограничением осадки суден до 5,0 м. За время временной эксплуатации по нему было проведено более 700 суден.

В августе 2004 г. институтом «Речтранспроект» был завершен и представлен на государственную экспертизу рабочий проект «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие». На протяжении ноября и декабря проведение экспертизы этого проекта было завершено, а также получены позитивные экспертные выводы всех смежных экспертиз, кроме вопросов экологии. Государственной экологической экспертизой проект рассматривался с 10.08.2004 г. по 19.04.2006 г., что и было причиной задержки подготовки проекта к утверждению.

В июне 2005 года по требованиям Минприроды Украины, при учете рекомендаций МИД и заявлений общественных экологических организаций, работы по строительству были остановленные, дноуглубительные механизмы  и строительная техника немецкой фирмы Josef Mobius Bau – Aktiengeselschaft   передислоцированны. Невзирая на то, что в июле в 2005 г. запрет Минприроды  был отменен,  работы по строительству  I  этапа судового хода не  продолжались.      В связи с прекращением строительства, а также длительной очень высокой по водности весенне-летнего наводнения и тремя экстремальными дождевыми паводками в июле-сентябре  2005 г. случилось интенсивное заиление недостроенного судового хода и судоходство стало невозможным.

Остановка строительства более чем на 2 года привела к значительным негативным экономическим последствиям. По данным заказчика ГП «Дельта-лоцман» это:

  • полная потеря освоенных в 2004 г. средств в размере 29,2 млн. грн. на прорытие прореза  на морском баре в рамках первого этапа;
  • недополучение ГП «Дельта-лоцман» доходов от канальных, лоцманских и других сборов в 2005 г. в размере 5 млн.грн.;
  • недополучение доходов от портовых сборов украинских портов до 12 млн.грн.; 
  • недополучение доходов от перегрузочных  работ украинскими  портами до15млн.грн;
  • убытки за прохождение судов украинскими судоходными компаниями через румынский  Сулинский канал — до 8 млн.грн.

Общая сумма прямых убытков (увеличение стоимости строительства) составляет около 200 млн.грн. К непрямым убыткам можно отнести убытки национальных и других компаний морского бизнеса, а также убытки, по контрактам иностранных компаний, которые потеряли возможность использовать более эффективный и более дешевый проход. Значительные непрямые убытки понесли грузовладельцы и перевозчики.

Одновременно с началом строительства был организован комплексный экологический  мониторинг с  привлечением  профильных ведущих  институтов и  организаций Украины, в том числе и НАНУ. Обобщение материалов мониторинга выполняет институт УкрНИИЭП (г. Харьков). В соответствии с отчетом  УкрНИИЭП «Комплексный экологический мониторинг окружающей среды при возобновлении глубоководного судового хода Дунай-Черное море в 2005 г.» существенное негативное влияние строительства на окружающую среду не отмечается.

При доработке рабочего проекта по замечаниям общественных экологических организаций были привлечены институт Гидромеханики НАНУ, ООО, «Юридическая фирма «АНК», Дунайская гидрометеорогическая обсерватория, ИПММС НАНУ, Международная Ассоциация «Украинский центр менеджмента земли и ресурсов». В результате выполнения дополнительных исследовательских работ были подтверждены основные решения принятые в рабочем проекте. В юридическом выводе ООО «Юридическая фирма АНК» обоснованно, что создание глубоководного судового хода Дунай-Черное море по устью Быстрому не противоречит как Украинскому природоохранному законодательству, так и международным обязательствам Украины, по вопросам охраны окружающей среды.

В поданном на рассмотрение доработанном рабочем проекте предусмотрены такие мероприятия:

  • ликвидация заиления морского подходного канала и прорезов на перекатах (форс-мажорные обстоятельства);
  • окончание строительства I этапа судового хода;
  • строительство судового хода на полное развитие следом за выполнением работ I этапа или одновременно с ними;
  • пересчет сметной документации в ценах состоянием на 01.05.2006 р. с учетом стоимости выполненных работ;
  • обеспечение возобновления судоходства по судовому ходу сразу после ликвидации форс-мажорных обстоятельств.

Запроектированный судовой ход по своими параметрами принадлежат к путям международного значения; по классу водного пути это сверхмагистраль (в соответствии с ДСПУ Б В 2.3-1-95)  VII класса, в соответствии с Европейской классификацией водных путей.

То есть, создается возможность пропускать по судовому ходу морские суда типа СО-5М (длина – 124,30м; ширина – 15,80 м; осадка с грузом – 5,50 м; дедвейт  - 5590 т), суда смешанного плавания «река-море» типа «Буг» (длина – 127,0 м; ширина – 16,0 м; осадка с грузом – 4,85 м; дедвейт – 6300 т) и перспективные суда (длина – 125,0 м, ширина – 17,0 м, осадка с грузом – 7,20 м, дедвейт – 8000-10000 т).

Таким образом, рабочие проекты и титулы объекта «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты» утверждены:

  • Распоряжением КМУ от 12.05.2004 №283-р – на І этап.
  • Распоряжением КМУ от 31.05.2007 №351-р – на полное развитие.

Основным качественным и смысловым различием проекта І этапа и проекта полного развития является различие в проходной осадке судов (5,85 м и 7,20 м соответственно).

В 2008 году в рамках реализации проекта восстановления украинского ГСХ, велись работы по достройке морского подходного канала (с точки зрения проходной осадки суден – лимитирующий участок, еще начиная с 2004 года) и строительству ограждающей дамбы (последняя фактически не строилась в 2004 – 2007 гг., процент выполнения – 5,5% от проектных объемов при использовании 43,2% выделенных средств на этот же период).

Впервые экспериментальное судоходство по ГСХ было открыто в августе 2004 г. с проходной осадкой – до 5,0 м и только в светлое время суток (акт комиссии от 19.08.2004 г.).

Во второй раз судоходство по ГСХ было возобновлено в апреле 2007 года с проходной осадкой до 4,5 м (акт комиссии от 26.04.2007 г.).

В 2008 г. на морском подходном канале впервые за весь период с момента открытия ГСХ в 2004 г. была обеспечена проходная осадка, предусмотренная І этапом – 5,85 метров. В 2008 г. морской подходной канал был сдан в эксплуатацию как завершенное гидротехническое сооружение с соблюдением характеристик первого этапа.

27 марта 2009 года состоялась стыковка с «немецкой дамбой» (построена в 2004 году немецкой фирмой «Джозеф Мёбиус»), обеспечившая полное перекрытие северо-восточной лощины, что повысило скорость течения через морской подходной канал и уменьшило оседание грунта на нем.

Международный аспект строительства ГСХ

В ноябре 2007 года Украина приняла Окончательное решение о реализации проекта «Создание ГСХ р. Дунай - Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие».

Указанное решение было принято с неполным выполнением ряда процедур, предусмотренных Конвенцией Эспоо (Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте), что стало основной причиной для принятия на 4-м заседании сторон Конвенции Эспоо (19-21.05.2008, г. Бухарест) определенных рекомендаций по ограничению реализации ІІ этапа (Решение IV/2).

После принятия упомянутого решения работа интенсифицировалась:

  • Разработана и направлена на рассмотрение имплементационного Комитета Конвенции Эспоо и Правительства Румынии нотификация проекта создания ГСХ р. Дунай – Черное море на полное развитие;
  • Разработана оценка влияния проекта на окружающую среду в трансграничном контексте и направлена Правительству Румынии и имплементационному Комитету;
  • Проведен углубленный анализ результатов Комиссии по запросу ЕЭК ООН Конвенции Эспоо с целью минимизации трансграничного влияния во время осуществления проекта и принятия соответствующих конструкторских и технологических решений;
  • В октябре 2008 года в г. Киеве прошли совместные консультации экспертов по выполнению решения IV/2 с согласованием основных этапов выполнения процедур;
  • 9 июня 2009 г. в городе Тульча, Румыния, прошли общественные слушания по проекту на полное развитие;
  • 15-16 июля 2009 г. в городе Киеве прошли совместные украинско-румынские консультации по проекту «Создание глубоководного судового хода р. Дунай – Черное море на украинском участке дельты. Полное развитие» в соответствии с положениями статьи 5 Конвенции Эспоо.

Благодаря указанным мерам процедуры Конвенции Эспоо в части легитимации отечественного проекта ГСХ р. Дунай – Черное море выполнены. Украина имеет полное право принять Окончательное решение о реализации II этапа.